Как решить проблемы плохого звука
и избежать потери бюджета и репутации?
Как решить проблемы плохого звука и избежать потери бюджета и репутации?
Обнаружена проблема
Зрители жалуются на звук
Обнаружена проблема
Моя площадка не популярна у артистов
Обнаружена проблема
Из-за плохой акустики одного зала заказчик не принимает весь объект
Обнаружена проблема
Не могу разобрать слова коллег на совещании
Обнаружена проблема
На моем объекте "заводятся" микрофоны
Обнаружена проблема
На сеансах ВКС плохой звук
Для кого это важно?
Конференц-залы, речевые залы
Плохая разборчивость речи и эхо вызывают головные боли, утомление, снижают продуктивность
Концертные залы, клубы
Музыканты и зрители недовольны плохим звуком. Артисты отказываются давать концерты на площадке, зрители — посещать мероприятия
Рестораны, гостиницы
Посетителей раздражает шум и они оставляют плохие отзывы. Падает рейтинг и репутация заведения
Аэропорты, вокзалы
Посетители не могут разобрать объявления диктора, во время ожидания и отдыха чувствуют себя некомфортно
Торговые центры, магазины, фудкорты
Посетители не слышат аудио-рекламу и информационные объявления
Театры, музеи, дома культуры
Зрители жалуются на плохой звук в зале, артистам некомфортно, продажи билетов низкие
Студии
Имеются дефекты записи и трансляции звука
Церкви, мечети
Присутствующие/верующие не могут разобрать слова службы, звуки сливаются в ровный гул из-за эха
Как это исправить?
БАР поможет!
1 ШАГ
Акустические измерения на объекте.
Натурные измерения
Что меряем?
RT60
Время реверберации
Это время, за которое импульсный сигнал в данном помещении спадёт по громкости на 60 дБ. Измеряется, как и любое время, в секундах.
RT60 определяет такие дефекты акустики помещения, как эхо, гулкость, гудение.
Оптимальное время реверберации определяется нормативом и зависит от двух составляющих: объёма и назначения помещения. В конференц-зале и органном зале одинакового размера нужна совершенно разная реверберация.
Где больше?
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Показать ответ
Правильный ответ
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Органный зал
STI
Индекс передачи речи
Позволяет объективно оценить разборчивость речи в любых помещениях.
Индекс передачи речи зависит от двух параметров: времени реверберации и SNR (Signal to Noise Ratio, соотношение сигнал/шум).
Какова зависимость?
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Показать ответ
Правильный ответ
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Чем больше RT60, тем хуже STI. Чем больше SNR, тем лучше STI
Понятность
RASTI /
MЭK 268-16
Недопустимая
0,30 ÷ 0,45
Плохая
0,30 ÷ 0,45
Удовлет-ая
0,45 ÷ 0,60
Хорошая
0,60 ÷ 0,75
Отличная
0,75 ÷ 1,00
Наилучший, идеальный STI равен единице. В ТЗ на акустическое проектирование обычно требуют получить STI не ниже 0,6.
Как меряем?
Измерения производятся в нескольких точках, для среднего зала в пяти-семи. Для того, чтобы получить импульсный сигнал, можно использовать стартовый пистолет или всенаправленный источник звука с тестовым сигналом. В помещениях большого размера типа стадионов приходится взрывать петарды, чтобы вызвать реверберационный отклик.
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Какой метод мы не упомянули?
Показать ответ
Правильный ответ
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Лопнуть шарик
Измерительное оборудование тоже должно быть профессиональным. В арсенале инженеров БАР - анализатор NTI, измерительный комплекс Октава и цифровая радиосистема TG 1000 с измерительными капсюлями ММ1.
Мы вложили в измерительный комплекс почти два миллиона рублей для того, чтобы обеспечить клиентам максимальную точность измерений и расчётов.
Важно: натурные измерения также нужны для «подгонки» модели к реальному залу. Если вам не предложили их провести – модель строится «на глаз» и расчет будет не точный.
2 ШАГ
Дальше начинается работа в специализированном ПО. Индустриальным стандартом является программный комплекс EASE (Enhanced Acoustic Simulator for Engineers), разработанный немецкой компанией AFMG. В ней и считают наши инженеры-акустики.
3D моделирование помещения
Сколько стоит лицензия EASE с необходимыми модулями на один компьютер?
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Показать ответ
Правильный ответ
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Около 5 тысяч евро
Для этого потребуются чертежи зала с размерами. Либо во время выезда для измерений инженеру нужно будет снять эти размеры.
Этап 1. Построение скелетной модели зала
Поскольку программа EASE оперирует плоскостями, чем сложнее форма помещения - тем больше работы предстоит проделать акустику, строя модель. Колонны, ниши, балконы, своды - все это усложняет построение модели.
Далее каждой поверхности присваивается материал, из которого она сделана. В EASE встроена огромная библиотека материалов, также можно создать кастомный материал, зная его коэффициент звукопоглощения. Для наглядности в модели разные материалы отмечаются разными цветами.
Этап 2. Подгонка модели
Теперь модель нужно подогнать под реальность. Потому что хоть акустик и понимает, какой материал применён, скажем, на полу - нюансы выяснить невозможно. Пример: на полу лежит ковролин. Но мы не можем сказать - он лежит на бетоне? На фанере? Есть ли у него резиновая подложка и какой толщины? А эти нюансы влияют на акустические свойства пола.
И здесь на помощь нам приходят те самые натурные измерения, что мы сделали в самом начале. Реальные акустические свойства зала нам известны, нужно подогнать модель так, чтобы ее акустические свойства (RT60) равнялись измеренным.
Сколько вариантов ковролина встроено в библиотеку EASE?
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Показать ответ
Правильный ответ
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Более 10
Уже на этапе измерений инженер-акустик понимает, нуждается ли акустика помещения в коррекции. Наш любимый измерительный прибор NTI на то и профессиональный анализатор - он меряет и RT60 на разных частотах, и STI.
Этап 3. Коррекция акустики
Поэтому инженер понимает, на каких частотах есть всплески реверберации и какими материалами их надо глушить, ведь для каждого материала производитель предоставляет коэффициент поглощения по частотному диапазону. А вот места применения материалов и их площадь — это опыт. Ну и дискуссия с дизайнером, архитектором и заказчиком по поводу визуальной составляющей, конструктивных возможностей по крепежу материалов и, конечно же, бюджета.
Здесь и начинается процесс акустического моделирования: в EASE заложена сложная математика, которая может посчитать RT60 и STI исходя из того, какие материалы поверхности заложены в модели. Важно понимать: программа не предложит решение проблемы, это делает опыт и знания инженера. Но проверить его гипотезу EASE может, причем столько гипотез, сколько нужно - ведь речь идет о виртуальной модели.
Можно ли обойтись без акустического проектирования в EASE? Можно. Только тогда все этапы придётся проделать вживую: приделывать материал на ту или на эту стенку, смотреть (точнее, слушать), что получится и, если получилось плохо, переделывать.
Этап 4. Электроакустическое проектирование или моделирование системы звукоусиления
EASE умеет моделировать звуковое поле от системы звукоусиления: покрытие, его равномерность, величину звукового давления. Всё это так же нормируется и регламентируется, и в ТЗ содержатся определённые требования, поэтому инженер-акустик точно знает, какого результата ему нужно добиться.
Точно так же, как в случае материалов, в EASE имеется библиотека "звукового следа" громкоговорителей (так называемые gll-файлы).
После того, как собственная акустика помещения в нашей модели пришла в норму, мы либо заканчиваем расчёт, если речь идет о небольшом помещении без колонок. Либо переходим к четвёртому этапу и проектируем систему звукоусиления.
Сколько производителей добавили свои АС в библиотеку EASE?
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Показать ответ
Правильный ответ
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Почти 100
Важно: есть много программ, которые делают электроакустический расчет по прямому звуку: собственные калькуляторы производителей АС (d&b ArrayCalc, RCF RDNet, L'Acoustics Soundvision, Meyersound MAPP), а также программа Ease Focus от тех же AFMG. Эти программы достаточно точно считают открытые площадки, но в помещениях вы получите скорее прикидку, чем полноценный расчёт. Ведь отражения от стен и потолка эти программы не учитывают, и звуковое поле в прекрасно заглушенном кинозале и в ужасной (с точки зрения акустики) комнате со стеклянными стенами, кафельным полом и мраморным потолком они вам покажут одно и то же!
Полноценно, с учётом свойств помещения считает только EASE. Помните об этом.
Рис. 1
Рис. 2
Где на картинке расчет по прямому звуку, а где — с учетом отражений?
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
Показать ответ
1 — расчет с учетом отражений
2 — расчет по прямому звуку
Правильный ответ
Проверьте свои знания ответив на контрольные вопросы
После выполнения работ по монтажу материалов и установке системы звукоусиления мы обязательно проводим контрольные измерения на объекте. Прежде всего для самих себя - нам крайне важна точность наших расчётов. Но и заказчику тоже важно увидеть, что расчётные данные совпадают с реальными.
Этап 5. Контрольные измерения
По нашей статистике, точность расчётов БАР составляет больше 95%!
Поэтому наш слоган "хороший звук с гарантией" имеет под собой железобетонное основание.
РЕЗУЛЬТАТ
Прохождение всех этапов дает гарантию, что вы получите хороший звук в конкретном помещении
По результатам теста вы получите звание "эксперт", "профессионал" или "начинающий акустик" и сможете поделиться результатом в соц.сетях
Пройдите тест, чтобы проверить свои знания об акустическом проектировании
Делимся навыками и знаниями в акустическом проектировании
Мы подобрали для вас полезные материалы
Научно обоснованный подход к звукоусилению с гарантированным результатом. По завершении работ проводим контрольные измерения на объекте; точность наших расчётов – не менее 95%
Профессионально решаем проблемы плохого звука
Являемся подразделением компании Арис (опираемся на их ресурсы)
Лицензии
Лицензии на проектирование и сертифицированные инженеры
Точность
Правильно рассчитываем, сколько понадобится громкоговорителей
Одна точка ответственности
Наши инженеры-акустики разбираются и в звуковом оборудовании. Поэтому помимо акустического проектирования мы можем взять на себя: проектирование звуковой системы с учетом последующей настройки и эксплуатации, монтаж или шеф-монтаж, настройку оборудования.
Оборудование
Серьезный профессиональный инструментарий (лицензии EASE, включая модуль AURA, измерительное оборудование NTI, Октава, Outline GSR)
Материалы
Подбираем акустические материалы без соблазна запроектировать побольше
Евгений Шуев
Руководитель БАР, звукоинженер.
Проходил обучение ПО EASE в штаб-квартире компании AFMG в Германии
Александр Тимохин
Инженер-акустик.
Имеет сертификат о прохождении обучения по выполнению расчетов в комплексе AFMG EASE
Связаться
Бюро Акустических Расчетов является одним из подразделений компании «АРИС». Бюро продолжает дело, начатое известным российским акустиком Михаилом Юрьевичем Ланэ (1950 – 2015).
Михаил Юрьевич Ланэ
Наши кейсы
Мечеть имени Сулима Кадырова
Новая мечеть большого размера в традиционном стиле: своды, мрамор, метлахская плитка, гипс. Применение акустических материалов невозможно, так как убранство мечети подчиняется канону. Неблагоприятную собственную акустику помещения компенсирует лишь ковер на полу.
В такой ситуации было важно точно рассчитать, насколько все плохо с RT60 и STI в строящемся помещении. Оказалось, на грани между удовлетворительно и плохо.
Нивелировать проблему удалось средствами электроакустики: разместив звуковые колонны с управляемой направленностью в тщательно рассчитанных местах и направив звуковой луч строго в слушательскую зону.
Универсальный зал Пироговской академии
Полная реконструкция зала — нас привлекли на стадии бетонной коробки. И архитектор проекта, и системный интегратор понимали, что в команде нужен инженер-акустик.
Бюджет на звуковое оборудование был у заказчика ограничен, но благодаря хорошей акустике помещения даже недорогие громкоговорители звучат очень хорошо.
Телестудия Совета Федерации
Зрители жаловались на низкую разборчивость речи при трансляции из телестудии. Ничего удивительного — время реверберации сильно превышало норму, помещение было очень гулким. По применению акустических материалов были серьёзные ограничения: в телестудии выступают первые лица страны, и для того, чтобы прикрепить что-то к стенам, требуется разрешение ФСО. Второй вариант, подвесные акустические панели, отвергла служба безопасности: над головой VIP-спикеров не должно висеть ничего твёрдого. Пришлось придумать самонесущую конструкцию из алюминиевого профиля и звукопоглощающих панелей. Настоящее инженерное творчество!
Генпрокуратура РФ
Сложные по акустике зал, являющийся памятником архитектуры. Во внешний облик помещения вносить изменения было нельзя, применение акустических материалов поэтому было невозможно.
При этом в зале заседают первые лица страны, требования к системному интегратору (в том числе, и к разборчивости речи любого делегата) были высочайшие.
Инженер-акустик действовал средствами электроакустики. Для того, чтобы быть уверенным в предлагаемом решении, СЗУ моделировалась в программе EASE с учетом и прямого, и отражённого звука.
Клуб 1930
Несмотря на топовую систему звукоусиления, на звук жаловались и зрители в зале, и артисты на сцене. Звукорежиссёры серьёзных коллективов отказывались работать на площадке.
Проблема оказалась не в колонках, а в неблагоприятной собственной акустике помещения — это бывший фабричный цех, стены из кирпича отделаны металлическими морскими контейнерами.
Заглушить заднюю стенку, от которой шёл основной "отскок" звука из СЗУ, и некоторые боковые поверхности оказалось достаточно для того, чтобы система звукоусиления d&b наконец заиграла как d&b.
Магнитогорский театр им. Пушкина
Капитальный ремонт в зале театра, спроектированного в советские времена. Заказчик понимал, что нужно привлечь акустиков и грамотно выбрать новые материалы отделки и форму помещения. То, что те же инженеры спроектируют СЗУ в условиях конкретного зала, и тот же подрядчик выполнит поставку и настройку оборудования, а также обучит персонал, стало решающим плюсом.
Получить бесплатную консультацию инженера-акустика
Отправить запрос
Вопросы и ответы
Стоимость расчета зависит в основном от сложности архитектуры зала. Чем больше деталей типа колонн, балконов, арок, сводов, тем большая трудоёмкость по созданию 3D-модели в EASE. От размеров зала стоимость не зависит, и расчёт огромного стадиона может оказаться дешевле, чем маленького театрика.
Средняя цена расчёта - 150 000 руб., самый дорогой проект, который мы считали, стоил 1,5 миллиона рублей.
Рассчитать мой проект
Бесплатно мы предоставляем прикидку по прямому звуку в EASE Focus или собственных калькуляторах производителей.
Такой расчёт тоже даёт информацию и общее понимание того, как распределяется звук от акустических систем по площадке.
Это зависит от того, с чем сравнивать!
В сравнении со стоимостью акустических материалов, оборудования или тем более бюджета на так называемый "общестрой" (строительные работы в рамках реконструкции зала) акустический расчёт составляет не более пары процентов. Однако он станет гарантией того, что существенные бюджеты, заложенные на реализацию проекта, не будут потрачены впустую. И что после ввода объекта в эксплуатацию не потребуются дорогостоящие переделки.
Ждем вас
в нашем БАРе
Общие вопросы